Главное меню:
«Михайло Ломоносов» — сериал киностудии «Мосфильм» о жизни и деятельности великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова, снятый в 1984-1986г.
Съёмочная группа:
- Авторы сценария: Олег Осетинский, Леонид Нехорошев
- Режиссёр: Александр Прошкин
- Оператор Валентин Макаров
- Композитор: Владимир Мартынов
- Художник: Вадим Кислых
- Производство: «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР
- Премьера: 11 ноября 1986 (ТВ)
В ролях:
Александр Михайлов, Игорь Волков, Виктор Степанов, Анатолий Васильев, Людмила Полякова, Андрей Дударенко, Сос Саркисян, Александр Ткачёнок, Дмитрий Диджиокас, Анна Фроловцева, Наталья Сайко, Андрей Болтнев, Марина Полицеймако, Кирилл Козаков, Геннадий Юхтин, Алексей Жарков, Олег Меньшиков, Дмитрий Кознов, Юри Ярвет, Александр Сирин, Сергей Коковкин, Юрий Волков, Николай Прокопович, Евгений Дворжецкий, Борис Химичев, Эльвира Жебертавичюте, Илзе Лиепа, Виктор Сергачёв, Вернер Годеман, Вилли Нойенхан, Ульрих Фосс, Вилфрид Пухер, Ханс-Йорн Вебер, Катрин Кохв, Александр Домогаров, Борис Плотников, Леонид Ярмольник, Георгий Дрозд, Валерий Афанасьев, Анастасия Деревщикова, Иван Воронов, Александр Стариков, Сергей Плотников, Аристарх Ливанов, Дмитрий Писаренко, Марина Яковлева, Владимир Тюкин, Лев Лемке, Андрей Молотков, Константин Сопельников, Евгений Бабак, Александр Галушко, Владимир Пинчевский, Марина Федина, Борис Клюев, Александр Берда, Александр Шворин, Сергей Мучеников, Андрей Подошьян
Фильм состоит из трёх разделов: «От недр своих», «Врата учёности» и «Во славу Отечества», в каждом из которых по три серии.
В фильме рассказывается о детских и юношеских годах Ломоносова, проведённых в Архангельской губернии в доме отца, крестьянина-помора. Одним из самых впечатляющих событий того времени стало посещение Соловецкого монастыря и встреча со старообрядцем Мошкарём. У Михайло возникают непростые отношения со своей мачехой Ириной Карельской, которая во время отъездов мужа пыталась соблазнить подросшего пасынка. Незаурядный ум и стремление к знаниям побуждают юного Михайло Ломоносова покинуть родные места. Тайком от отца, пристав к рыбному обозу, он уходит в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Начинается новая жизнь.
Михайло Ломоносов продолжает образование в Петербурге, а затем в Германии. Вернувшись на родину, становится адъюнктом по физическому классу при Петербургской Академии наук. Он вступает в борьбу за становление и развитие отечественной науки. Ломоносов добивается фантастических для того времени результатов и получает звание профессора. При его содействии в 1755 году торжественно открывается Московский университет.
Годы царствования императрицы Елизаветы — время расцвета деятельности Михаила Васильевича Ломоносова. В науке, просветительстве, поэзии наступает эпоха Ломоносова. По его инициативе строятся верфи и фабрики. Он признан не только на родине, но известен в Европе. Непросто складываются взаимоотношения великого учёного с взошедшей в 1762 году на российский престол императрицей Екатериной.
МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ
13 ноября 1986 года на телевизионные экраны страны вышел многосерийный фильм «Михайло Ломоносов». Премьера сериала произвела эффект, сравнимый с явлением на небосклон кометы Галлея (которая в тот год как раз пролетала мимо Земли). «Фильм впечатляет», «фильм… смотрится буквально во все глаза», – рукоплескала критика на страницах центральных газет и журналов.
Титан русского Просвещения, кого Пушкин называл «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец», предстал на телеэкране необычайно колоритно и убедительно. Не сухим параграфом в школьном учебнике, а живым человеком. Авторы сериала решались на амбициозную задачу – реконструировать жизненный путь Ломоносова целиком, без изъятий. Вторым главным героем фильма становилась эпоха.
Прошкин взял на ведущую роль трёх актёров разного возраста. В одном герое зритель поочередно видел – пытливого подростка, дерзкого студента, учёного мужа. Смена жизненных вех следовала за духовной эволюцией героя. Судьба учёного сопрягалась с ускоренным историческим развитием России. Пожалуй, ни в какой другой исторической фигуре не была столь выразительно запечатлена поступь русского 18 века.
В девять серий сценаристы уложили всю сознательную жизнь героя: отрочество в поморской деревне, учёбу в московской семинарии, стажировку у европейских светил заграницей, наконец – академические вершины. Один лишь краткий перечень научных свершений Ломоносова, время от времени зачитываемый режиссёром Прошкиным за кадром, потрясает широтой охвата, смелостью постановленных задач и дерзостью сформулированных гипотез.
Не менее поразителен и список забвения – многие достижения учёного после его смерти оказались забыты, переоткрыты зарубежными коллегами заново десятилетиями спустя, а начинания заброшены. «Ломоносов намного опередил свой век», – сообщает голос на фоне дворцовых красот Петербурга, но нам от этой констатации невесело.
Особенно не по себе после финального эпизода: вдавленный в постель, освещённый чахлым пятнышком света, на смертном одре Ломоносов диктует письмо для Екатерины II, в котором просит императрицу поддержать дело его жизни, академию, основанный им университет и отставить от науки паразитирующих бюрократов.
Весь свой недолгий век Ломоносов шёл к главной цели своей жизни – к познанию мира. Напролом, с мужицким напором, не стесняясь прямоты суждений и не боясь нажить врагов. Постановщики ясным пунктиром прочертили траекторию Ломоносова сквозь фильм. Вот он идёт в не застёгнутом полушубке с рыбным обозом в Москву – уверенно, шагает прямо на зрителя, навстречу судьбе. Тем же уверенным шагом проходит он Германию, от княжества к княжеству, от одного учёного к другому. По коридорам петербургской академии в расшитом камзоле – на учёный совет, дабы распечь приспособленцев и казнокрадов. По регулярному парку – на аудиенцию к императрице. Угрюм, сосредоточен, погружен в думы. Он – в движении, в физическом и умственном, как его кумир царь Пётр. Как иллюстрация сформулированного им же, Ломоносовым, закона о сохранении энергии.
Даже когда он недвижим внешне – затаив дыхание наблюдает в телескоп за прохождением Венеры по диску Солнца или допоздна засиживается в своём кабинете, или усталый и больной в полуобморочном оцепенении – его мысль всё равно стремительно бежит. Эту особенность прекрасно передал в зрелом Ломоносове актёр Виктор Степанов. Легко поверить в то, что даже шёпот этого обессиленного человека способен двинуть науку вперёд.
Подобно мозаике из ломоносовской мастерской, сериал также предстаёт масштабным эпическим полотном. В нём есть место и былинному сказанию, и парадному портрету в золочёной раме, и вспышкам громового характера. Столкновения с ничтожными интриганами – такими как директор академической библиотеки Шумахер, перемежаются встречами с великими современниками – с Феофаном Прокоповичем, с математиком Леонардом Эйлером, с поэтами Тредиаковским и Сумароковым. Фильм не обошёл и любовно-лирическую сторону жизни Ломоносова, без которой рассказ остался бы неполным.
Киноверсии 1955 и 1980 гг. стыдливо уводили жену Елизавету Андреевну за кадр, дозволяя ей лишь краткие мизансцены. На фоне гениального мужа немка-лютеранка терялась, смотрелась приземленной матроной. Было обидно за великого учёного, что ему досталась столь непримечательная спутница жизни. В сериале Прошкина (в исполнении Илзе Лиепы) она обрела собственный талант – выдающееся терпение. Без роптаний приняв судьбу мужа, она словно разделила с ним и судьбу России – не в меньшей степени, чем её супруг. Режиссёр подчёркивает этот момент, в частности, через такую деталь: по пути из Германии на свою новую родину её карету обгоняет экипаж, в котором мчится юная принцесса Софья Фредерика Августа – избранница императора Петра III, будущая императрица Екатерина II. Какое-то время их кареты несутся параллельно. Взгляды женщин встречаются – каждой из них предстоит обрести новую судьбу.
Телевизионный «Ломоносов» пришёл вовремя. Фильм снимался по заказу Гостелерадио СССР к юбилейной дате – 275-летию со дня рождения учёного, однако поспел прямо к Перестройке, к её раннему и романтическому этапу, когда главным лозунгом значилось «ускорение научно-технического развития». За исполинской фигурой Михаила Васильевича проглядывала толща русской истории с её крутыми коллизиями и человеческими драмами. Одновременно просматривалась знакомая современность, в которой бюрократия ставит палки в колёса прогрессу. Тогда недолго казалось, что на пути к расцвету наук стоит единственная эта преграда – косность социальной материи.
В науку сын поморского рыбака пришёл спустя несколько лет после смерти реформатора Петра I, и обнаружил, что великое дело царя-плотника буксует на всех направлениях. Петровские начинания вязли в ситуации неопределённости государственной политики, в чехарде смены правителей, всходивших на трон почти случайно. Вопреки всему учёный собственным примером доказывал, что истинный талант пробьёт себе дорогу, преодолеет сословные ограничения и бюрократические рогатки, что в самый отчаянный момент найдутся товарищи-заступники и высокие покровители. Таким вычерчивается жизненный путь Ломоносова в фильме.
Этот сюжет хорошо перекладывался на русский ХХ век, в котором, несмотря на череду революционных потрясений, социальных катаклизмов и войн удалось построить великое здание советской науки…
Гений Ломоносова как бы объял столетие Просвещения целиком, хотя прожил учёный немногим боле полувека. Авторы девятисерийного фильма отчётливо следуют этой идее, параллельно ведя рассказ о сопровождающих судьбу учёного политических событиях, зреющих и свершаемых дворцовых переворотах, об общественном климате эпохи, попутно рисуя беглые, но колоритные портреты императоров и императриц, вельмож и фаворитов, царедворцев и полководцев. Не забывая и о фигурах рангом ниже – например, о холмогорском учителе Иване Каргопольском, сыгравшим, по версии авторов фильма, одну из ключевых ролей в судьбе юного Михайла.
Постановщикам удались две, на первый взгляд, противоположно стоящие задачи – дать подробную иллюстрацию исторической эпохи Ломоносова и в то же время закрутить события в динамичную пружину. Несмотря на обилие деталей и маскарад персон, несмотря на то, что Ломоносов предстаёт в трёх ипостасях, жизнь учёного в сериале Прошкина воспринимается единой драмой. Уже в первых рецензиях отмечалось удачное соединение в фильме игрового и хроникального начал, драмы и просвещения. Критики вспоминали зарубежный прототип, который не могли не знать постановщики, – итальянский сериал «Жизнь Леонардо Да Винчи» (1971 г.), – он не раз шёл по советскому телевидению, – и признавали, что «Михайло Ломоносов» как явление искусства шагнул дальше. С этой и с многих других точек зрения этот биографический фильм можно считать образцовым. А, по большому счёту, и уникальным – ведь до сих пор его успех никто не повторил, тем более не превзошёл.
Александр Седов
«От недр своих» Серия 1
«От недр своих» Серия 2
«От недр своих» Серия 3
«Врата учёности» Серия 1
«Врата учёности» Серия 2
«Врата учёности» Серия 3
«Во славу Отечества» Серия 1
«Во славу Отечества» Серия 2
«Во славу Отечества» Серия 3